Бизнес портал www.InterExpo.com.ua - каталог фирм, прайс-листы, бизнес новости, деловые контакты, добавить фирму Киев Украина, Россия
Статьи

Его Величество Звук

Еще долгое время наши знания о Звуке будут всего лишь частью наших слуховых ощущений. Поэтому в описании реакции на Звук неизбежно возникают относительные элементы – сравнения, ассоциации, аллюзии. Мы будем пользоваться и хорошо известными из школы физическими определениями, такими, как, например, скорость звука, громкость, частота, фаза и модели волнового взаимодействия, а «проще» говоря, дифракция и интерференция.
Вообще изложение не претендует на трактат, книжка во многом интуитивна. Просто не хочется слишком серьезно говорить о серьезном.

Рациональное, или Что мы знаем о Звуке.
Звук от колонки, или, выражаясь научным языком (чтобы нас не сочли за совсем уж дилетантов) источника звука, распространяется во все стороны неодинаково. Не обсуждая здесь различную природу этого явления, имеющую антропогенное происхождение, отметим, что неоднородность звукового излучения чаще всего такова, что максимальная порция излучается в полупространство в направлении слушателя. И если мы находимся в чистом поле, то Звук, не встречая препятствий, плавно затухает пропорционально квадрату расстояния от источника. Единственное, что слегка портит эту плавную идиллию – поверхность пола.
Важным фактором является скорость звука. Интересно, что её значение в природных условиях может сильно меняться, что связано с изменением температуры, атмосферного давления и влажности. Влияние последней довольно любопытно: известно, например, что при сильном тумане обычная речь становится слышимой на гораздо большем расстоянии (что не связано напрямую с изменением скорости звука).
Волновой характер распространения Звука приводит к чрезвычайно сложному его распределению внутри помещения. «Виной» тому три фактора: форма или геометрия помещения, состав материалов, из которого оно сделано, и объективное существование ряда познанных и ряда ещё не познанных процессов взаимодействия Звука с объектами живой и неживой материи, приводящих к образованию устойчивых и не очень акустических образований (акустических фантомов).
Упрощенное толкование такой схемы описания Звука внутри помещения выглядит так: есть два полюса, две модели, управляющие поведением Звука. Один – для НЧ выглядит как чисто волновой процесс сложения (интерференции) всех источников НЧ, приводящий к образованию трёхмерной картинки для каждой частоты подобно горному рельефу с чередующимися пиками и провалами громкости.
Второй – для ВЧ подобен корпускулярному излучению света с известными законами преломления, дифракции и отражения.
Общую картину дополняет смешение этих двух процессов для СЧ и, чтобы было не скучно, для всех трех процессов необходимо учитывать ещё и поглощение внутри различных материалов конструкций и отделки.

Иррациональное, - некоторые мелкие спекуляции автора на запретную тему.
Роль звуков, а точнее их последовательностей наряду с созвучиями очень слабо изучена. А их воздействие между тем хорошо известно: определенным акустическим воздействием мозг может быть приведен в специальное, т.н. пограничное состояние, а затем, опять же определенной последовательностью звуков можно вызвать изменение функционального состояния всего организма. Не верите? Случаев «заговоров» не только одной зубной боли – предостаточно.
Так называемые харизматические проявления отдельных личностей нам всем хорошо знакомы. Однако, мало кто задумывается о существенно акустической стороне дела, об инстинктивном или приобретенном умении подобных лиц акустикой своей речи приводить толпу в экзальтированное состояние.
Вообще говоря, существует три уровня, три информационных потока в речевом общении. Первый уровень – довольно узкий, сигнальный, на котором обмениваются звуком высшие животные и человек (простые звуки, например, междометия). Второй уровень – более широкий, диалоговый, где воздействие идет в т.н. усредненном режиме. Другими словами, на первом и, еще больше, на втором уровне усиливается работа по приему и адаптации звука - переводу звукового воздействия на язык образов и рефлексов, чтобы добиться максимального взаимопонимания. Третий уровень, ширины его мы не знаем, - уровень высших воздействий. И, скорее всего, видна здесь только вершина айсберга. На этом уровне работа принимающего по адаптации звука в информативный поток уже не требуется. Воздействие идет непосредственно на мозг.
Феномен музыки в значительной степени ( в какой именно – тайна) относится именно к третьему.

Человек внутри коробки.
Вообще понятие «помещение» или «дом» - это отдельная тема. Люди почему-то, придавая огромное значение световой и цветовой структуре внутри дома, на которую дом имеет опосредованное влияние, забывают напрочь, или не знают, что дом категорически «программирует» нашу акустическую среду, задавая вполне конкретную акустическую реакцию на звуковое возбуждение в любой точке внутри дома. А эта реакция может иметь и негативный характер: я помню, как в детстве на даче у бабушки проснулся ночью от жуткого скрежета, доносящегося из угла мансарды. Паника была изрядной, а это был всего лишь майский жук, свалившийся ночью в спичечном коробке с полки.

Кое-что о привычке мыть уши.
Наши уши есть источник нашего настроения. Вы не замечали разницы в смене осеннего и зимнего настроения, когда густой мягкий снег, укрывая землю, приглушает резкие порывы осенней погоды, и звуки вокруг уютно смягчаются, или наоборот, когда яркие весенние звуки вдруг взрывают сонную тишину зимней дрёмы? И не является ли, например, провинциальная размеренность следствием и не агрессивности акустической среды в малых городах?
Иное дело – акустическая среда внутри дома. Нам пока слишком мало известно об её влиянии (а оно существует!)на здоровье, интеллект и мировоззрение человека.

12.09.2008
Статья опубликована фирмой TEXSA Украина
Другие статьи
Проблемы звукоизоляции элитного жилья и пути их решения. Часть 1
Когда о жилом доме говорят как об элитном объекте, подразумевается, что его потребительские свойства по основным критериям, характерным для жилого здания, существенно выше аналогичных параметров типового жилья. То есть, вместо щелястых и небрежно покр...
Звукоизоляционные материалы. Проверка слуха. Часть 3
Звукоизоляция стен в многофункциональных зданиях просто необходима, считает Андрей Ларцев. При обязательной установке внутренних перегородки в офисе (или при перепланировке квартиры) эксперт предостерегает от использования легких каркасных конструкци...
Звукоизоляционные материалы. Проверка слуха. Часть 1
Тема опасности определенного уровня шума и пользы благоприятной акустической среды для здоровья и жизнедеятельности человека обсуждается регулярно и в разных контекстах. В тоже время из года в год, несмотря на растущее внимание игроков отечественного...
Twinson — природа во внешней отделке вашего дома
Уже более 40 лет компания Deceuninck производит ПВХ-профили для строительной индустрии и является пионером в данной области. Сочетая инновации и традиционно высокое качество, компания исследует новые области и стремится повысить качество производимых ...
Крепеж для кровли
Несмотря на то, что крепежные элементы часто бывают скрытыми компонентами системы, а их стоимость , как правило не превышает 5% от общей стоимости строительных материалов, именно они обеспечивают надежность соединений, удобство и скорость монтажа, и к...
InterExpo.com.ua - Бизнес портал. Статьи. Каталог компаний. Прайс-листы и Спецпредложения. Строительство, ремонт
Copyright 2005-2024